Дети
- это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.
В
современном обществе отмечается повышение требований к физическому,
психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более
успешное их развитие - предоставление государством возможности развития детей
раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе –
главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в
условиях семьи и общественного развития является центральной.
Реализуемые
нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию
воспитанников. Их содержание, а также построение образовательного процесса на
основе сотрудничества, уважения к личности ребёнка, обеспечивает хороший
уровень компетентности детей в различных сферах. Технологии сохранения и
стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная
гимнастика, бодрящая гимнастика. Технологии обучения здоровому образу жизни: образовательная
деятельность по физическому развитию детей, проблемно- игровые (игротреннинги и
игротерапия), коммуникативные игры.
В
начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировать
листы адаптации, мы провели мониторинг исходного уровня развития детей. В
процессе мониторинга мы использовали: метод наблюдений, беседы, дидактические
игры, соответствующие возрасту детей.
Изучив полученные результаты, мы наметили план
дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую
здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитанникам
возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми
здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных
условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования
основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут
способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою
педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими
особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их
творческий потенциал. Педагогический процесс
полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой
развития группы раннего возраста, конспектами и дидактическими играми. В целях
обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку мы
организуем, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в
результате её выставляем перспективу работы с каждым ребёнком, зону его
ближайшего и перспективного развития.
В
группе мы создали домашнюю обстановку, тем самым обеспечив все условия для
разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.
Совместно с родителями создали предметно- развивающую среду, которая способствует
укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки,
кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки
здоровья).
Таким
образом, проанализировав вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать о
создании здоровьесберегающей среды в группах раннего возраста.
Проведение
с детьми раннего возраста непосредственно образовательной деятельности по
развитию движений два раза в неделю способствует не только физическому развитию
малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются в
образовательной деятельности в группе.
Работа
педагогов является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление
здоровья ребёнка, происходит совмещение функций детского организма и
формируется физическое развитие.
Важнейшим
ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры.
Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках
в соответствии со временем года. Разработанные С.Н.Теплюк « Игры на прогулке с
малышами» способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат
формированию здоровья малышей.
Закаливание
детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим
укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее
восприимчивым не только к резким
изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным
болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны,
уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой
работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих
процедур.
Большое
внимание мы уделяем использованию «дорожек здоровья», используя их в
установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование
«дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья
ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.
В
нашей группе в образовательной деятельности с детьми мы применяем технологии, направленные
на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок -
настолько он и развит.
Для
создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей мы
разумно сочетаем оздоровительные и образовательные задачи, что обеспечивает
развитие детей не в ущерб здоровью. Для себя мы определили цель: формировать у
детей мотивы самосохранения, развивать привычку думать и заботиться о своём
здоровье.
Для достижения поставленной цели, мы формируем навыки ухода за телом; создаём
условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даём
представление о функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья
вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью.
В
группе проводим упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике
плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно - двигательного
аппарата. Как показывает наша практика, все выше перечисленные
методы нам очень помогают в работе с детьми, мы и в дальнейшем будем их
использовать.
Важнейшим
фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей
в группе раннего возраста являются ежедневные проветривания помещения,
соблюдение температурного режима, чистота в группе, много света, спокойный,
доброжелательный тон воспитателя, обязательные ежедневные прогулки утром и
вечером.
Работа
с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического
процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления
ребёнка в детский сад мы строим совместную работу, которая помогает ему быстро
и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Работа осуществляется в
тесном контакте со старшей медицинской сестрой, которая консультирует родителей
по интересующим их вопросам: «Ваш ребёнок идёт в детский сад», «Особенности
развития и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей
раннего возраста», «Адаптация к детскому саду» и многие другие. Мы проводим
собрания, на которых выбирается актив
группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и
рассматриваются различные вопросы. Мы привлекаем родителей к участию в жизни
группы и детского сада, родители посещают родительские собрания с
удовольствием. Принимают активное участие в
жизни группы и МАДОУ.
Большое
значение мы уделяем устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей
помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие
педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути
сотрудничества.
Одним
словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит
к положительным результатам по опыту прошлых лет.
Таким
образом, применение в работе МАДОУ здоровьесберегающих педагогических
технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья воспитанников. |