Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Остановимся подробнее на их речевом развитии. Насколько бы внимательным и педагогически целесообразным не было отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития их речи недостаточно. Для устранения этих недостатков педагог разрабатывает перспективный план по ЗКР, проводит различные упражнения по разработке артикуляционного аппарата, планирует проговаривание чистоговорок, различных игр, заучивание стихотворений и т.д. Опыт показывает, что оптимальным является вариант, при котором в развитии речи оказывают все участники педагогического процесса: и воспитатель, и родители. Так, воспитатель, используя мониторинг по обследованию речи детей, определяет стратегию индивидуального сопровождения ребенка. Свое воплощение она получает при календарном планировании педагогического процесса и отражается в его структуре. Педагог заранее продумывает, какие из речевых задач могут быть решены: - в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; - в совместной деятельности взрослого с детьми; - в свободной самостоятельной деятельности детей. На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития. Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует структуру образовательной деятельности, чтобы она наиболее полно соответствовала индивидуальным, речевым программам детей. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача педагога, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло. Еще большим потенциалом в плане речевого развития обладает свободная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с воспитанниками: - занимательные упражнения (например, «Мои друзья»); - беседы; - совместные практические действия; - наблюдения; - экскурсии; - методически продуманные поручения и трудовые задания; - специальные дидактические и развивающие игры (например, «Хорошо - плохо»). При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Одно из главных условий развития речи детей - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и, по его настоянию, всеми близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника. Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в нее членов семьи. Родители оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий речевого развития делает работу воспитателя наиболее эффективной.
Источник: http://www.moi-detsad.ru |