Воскресенье
24.11.2024
09:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 присмотра и оздоровления"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Сведения об образовательной организации

Иная информация

Главная » Статьи » Мои статьи

Типы семейного воспитания
Как же складывается каждодневное общение с ребёнком в семье? Готового рецепта воспи­тания нет. В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бы­вают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребёнком; конфликтные и благополуч­ные. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов воспитания, которые существуют в семье и по-разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребёнка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребёнка? Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заметим, что «чистых» типов не бы­вает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей. Весьма распространён авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется дик­тат в отношении к ребёнку, требование беспрекословного подчинения, неприятия индивидуально­сти малыша. Подобное отношение к ребёнку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль («ты будешь делать так, как скажу я»). Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребёнка в этом случае характерны низкая самооценка («я плохой, никому не нужен»), сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье авторитарна мать по отношению и к ребёнку и к от­цу, то это влияет на отношение малыша к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитар­ность отца мешает ребёнку, особенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам. Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая. При потворствующей гиперопеке ребёнок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведёт. В обращениях родителей к ребёнку преобладает умилённый тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызы­вают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в цен­тре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одино­ким. При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребёнка от трудностей ро­дители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. По­следствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как за­висимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скурпулёзно вы­полняет всё, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца. Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребёнка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, аг­рессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам, возможен и неустойчивый тип поведения (ребё­нок может быть импульсивным, упрямым). Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, со­трудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребёнком обсуждают варианты разрешения. Контроль носит помо­гающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, и малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребёнок проявляет активность, инициативность, само­стоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми. Следует отметить, что негибкий доминирующий тип воспитания формирует, навязывая ма­лышу определённый тип поведения (в психологии это называется психологической ролью). Рассмотрим некоторые из этих ролей. (При описании ролей использованы материалы А.Б.Добрович). «Кумир семьи» - малыш, чувствуя такое отношение, стремится быть всегда в центре вни­мания и требует этого. Для привлечения внимания к себе он использует шалости, неуёмные слёзы, капризы. «Паинька» - как правило, это воспитанный, послушный ребёнок. Его родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Почти в любой ситуации от него требуют в первую очередь соблюдения приличий. Неважно, что он при этом чувствует, каково его мнение. «Болезненный ребёнок» - это ещё одна роль малыша. Долго болевший ребёнок выздорав­ливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители продолжают его опекать, потвор­ствовать всем прихотям. Они требуют такого же отношения от других. Малыш привыкает всё по­лучать легко, без усилий. В семье бывает и так называемый «ужасный ребёнок». В этих случаях ребёнок восприни­мается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряжённости. Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «кумиром», и чьим-то «сокро­вищем», а через некоторое время и «ужасным ребёнком». Но всё это мимолётно. Главное, что его любят, и он может быть помощником, участником беседы, советчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания яв­ляетесь вы. Быть родителем - тяжёлый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помни­те, что воспитание нельзя свести к схеме, в которой «мы только воздействуем, а ребёнок получа­ется - и ребёнок на нас воздействует, и мы получаемся» (В.Леви). Воспитание - это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребёнок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребёнок вместе, но каждый самостоятельно преодо­левает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, на какой-то трудно, а на ка­кой-то, может быть, и трудно и легко. Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего же достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитание становится не набором хаотичных действий, а осоз­нанным процессом познания себя и своего ребёнка.
 
Литература: 1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001. - 253с. стр. 232-235.
Категория: Мои статьи | Добавил: Лара (22.03.2013) | Автор: Багулина Л.А., воспитатель гр. № 4
Просмотров: 3630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа

Наши координаты:
Мурманская область

г.Мончегорск, ул. Лесная д.10,

тел. 8(81536)5-91-33,

e-mail: dou1@edumonch.ru


Ссылки
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Управление образования администрации г.Мончегорска

  • Народный фронт

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Вверх
    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 присмотра и оздороления" Официальный сайт © 2024
    Используются технологии uCoz