Как же складывается каждодневное общение с ребёнком в семье? Готового рецепта воспитания нет. В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребёнком; конфликтные и благополучные. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов воспитания, которые существуют в семье и по-разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребёнка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребёнка? Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заметим, что «чистых» типов не бывает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей. Весьма распространён авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребёнку, требование беспрекословного подчинения, неприятия индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребёнку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль («ты будешь делать так, как скажу я»). Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребёнка в этом случае характерны низкая самооценка («я плохой, никому не нужен»), сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье авторитарна мать по отношению и к ребёнку и к отцу, то это влияет на отношение малыша к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребёнку, особенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам. Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая. При потворствующей гиперопеке ребёнок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведёт. В обращениях родителей к ребёнку преобладает умилённый тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким. При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребёнка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скурпулёзно выполняет всё, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца. Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребёнка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам, возможен и неустойчивый тип поведения (ребёнок может быть импульсивным, упрямым). Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребёнком обсуждают варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, и малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребёнок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми. Следует отметить, что негибкий доминирующий тип воспитания формирует, навязывая малышу определённый тип поведения (в психологии это называется психологической ролью). Рассмотрим некоторые из этих ролей. (При описании ролей использованы материалы А.Б.Добрович). «Кумир семьи» - малыш, чувствуя такое отношение, стремится быть всегда в центре внимания и требует этого. Для привлечения внимания к себе он использует шалости, неуёмные слёзы, капризы. «Паинька» - как правило, это воспитанный, послушный ребёнок. Его родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Почти в любой ситуации от него требуют в первую очередь соблюдения приличий. Неважно, что он при этом чувствует, каково его мнение. «Болезненный ребёнок» - это ещё одна роль малыша. Долго болевший ребёнок выздоравливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители продолжают его опекать, потворствовать всем прихотям. Они требуют такого же отношения от других. Малыш привыкает всё получать легко, без усилий. В семье бывает и так называемый «ужасный ребёнок». В этих случаях ребёнок воспринимается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряжённости. Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «кумиром», и чьим-то «сокровищем», а через некоторое время и «ужасным ребёнком». Но всё это мимолётно. Главное, что его любят, и он может быть помощником, участником беседы, советчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания являетесь вы. Быть родителем - тяжёлый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помните, что воспитание нельзя свести к схеме, в которой «мы только воздействуем, а ребёнок получается - и ребёнок на нас воздействует, и мы получаемся» (В.Леви). Воспитание - это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребёнок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребёнок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, на какой-то трудно, а на какой-то, может быть, и трудно и легко. Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего же достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитание становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего ребёнка.
Литература: 1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2001. - 253с. стр. 232-235. |