"Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а насыщенная, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл
ребёнка за руку в детские годы. Что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш”
В.А.
Сухомлинский
Социальное развитие ребенка начинается
уже в первые недели и месяцы его жизни. Благополучие ребенка в последующие
годы, в том числе и в школьные, во многом зависит от того, насколько успешным
оказался его ранний социальный опыт.
Под социализацией понимается процесс
развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения,
формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного
поведения. При этом под социализацией принято понимать весь многогранный
процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных
отношений.
Социализации в раннем возрасте
начинается практически одновременно с тем моментом, когда ребенок физически
отделяется от матери.
Ранний возраст – период интенсивного
освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской
психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии
ребенка на этом возрастном этапе (которые представлены вашему вниманию на
слайде):
-развитие
предметной деятельности;
-развитие
общения со взрослыми;
-развитие
речи;
-развитие
игры;
-приобщение
к разным видам художественно-эстетической деятельности;
-развитие
общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности.
Это разделение достаточно условно,
поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные
направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с 2009 года функционирует Центр
игровой поддержки ребенка. Это новая форма помощи семье, где ребенок в семье,
но включается в единое образовательное пространство.
Одной из основных задач ЦИПР является оказание
содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой
деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных
навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее
творческое развитие ребенка.
Социальное развитие детей раннего
возраста начинается с формирования представлений о себе, это проявляется в
познании себя: своего тела, внешнего вида, жестов, движений, манер и повадок.
Так же ребёнок начинает интересоваться окружающим его миром: людьми, то, как
они взаимодействуют друг с другом, с объектами. Именно это влияет на социальное
развитие детей раннего возраста.
Когда ребёнок начинает ползать, важно
дать ему больше самостоятельности, это упростит процесс социализации, поможет
ему лучше узнать себя. Но так же нужно предъявлять ребёнку и свои требования,
он их начнёт принимать и усваивать их. Он как бы принимает вашу точку зрения,
что очень помогает в социальном развитии детей раннего возраста.
Общение со сверстниками – один из
важнейших источников развития познавательной деятельности ребенка. Присутствие
поблизости сверстника активизирует даже младенца. Контакты между детьми дают им
дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность
продемонстрировать свои умения, способствуют раскрытию творческого начала и
самобытности. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются
совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом
человеке.
Для лучшего социального развития детей
раннего возраста педагогами ЦИПР используются развивающие игры («Дай – на»,
«Танец», «Давай, коза попрыгаем» и другие).
Ранняя социализация ребёнка проходит по
законам развивающейся отражательной способности мозга ребёнка и формирующейся
на её основе особой форме поведения – подражании. Отражая социальный мир,
ребёнок копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации
голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, находящихся рядом
с ним. Именно взрослый создаёт все условия для нормального психофизического
развития малыша.
Социальная среда и общение имеют особое
значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Неслучайно движущими
силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное
взаимодействие ребёнка с окружающей средой, которое включает развивающее
общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого
малыша, направленную на его познание и освоение.
И потому, так актуальна на
сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период посещения
ребёнком ЦИПРа. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат
малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в
детском саду и дома – то это будет залогом оптимальной социализации детей раннего
возраста.
В заключение своего выступления вашему вниманию
предлагаю просмотреть сводную диаграмму по адаптации к условиям ДОУ двух групп
детей (из числа неорганизованных и прибывших из ЦИПР). Возраст детей с 1 года
до 1,5 лет. По результатам наблюдения за детьми, в период адаптации к условиям
ДОУ, мной были сделаны следующие выводы:
- основная масса детей, посещавших ЦИПР при ДОУ, легко
и безболезненно прошли адаптацию к условиям детского сада, чем дети, прибывшие
в ДОУ из числа неорганизованных. Об их успешной адаптации свидетельствует
быстрое установление контакта и активное включение во взаимодействие с
педагогами, без участия родителей, что в
свою очередь говорит о правильно организованной работе с детьми раннего возраста в нашем Центре
игровой поддержки ребенка.
|