Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен обладать сам и постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это акценты успешного педагога. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
ФГОС ДО предъявляет систему обязательных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; к условиям ее реализации; к результатам освоения Программы. В условиях реализации Программы определяющее место уделяется требованиям к кадровым условиям.
В 2013-2014 году педагогический коллектив МАДОУ работал в условиях подготовки к переходу на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который определил субъект - субъектные отношения между воспитателем и ребёнком, при которых ребенок является носителем активности собственной деятельности, а воспитатель стремится не «лепить» ребенка, а дает возможность развиваться сообразно его природе.
Приоритетные направления работы МАДОУ № 1 в 2013-2014 учебном году определялись:
- изменениями в федеральном законодательстве;
- необходимостью сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- повышением качества образования;
- необходимостью удовлетворения социального заказа родителей на образовательные услуги.
Нашей творческой группой разработаны:
- положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ДО;
- определён состав рабочей группы;
- план заседаний рабочей группы;
- модель по подготовке к введению ФГОС ДО;
- план мероприятий по подготовке к введению ФГОС ДО в МАДОУ № 1.
Проведены теоретические семинары для педагогов:
- «Ознакомление с ФГОС ДО» (декабрь, 2013);
- «Изучаем Профессиональный стандарт» (февраль, 2014)
- «Педагог дошкольного образования - ключевая фигура реализации ФГОС ДО» (апрель, 2014).
Проведено самообследование. В ходе внутренней экспертизы установлено, что МАДОУ соответствует высокому уровню к введению ФГОС ДО.
Мы, педагоги, являемся ключевой фигурой в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой существенной роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Задача воспитателя на современном этапе – создать условия для развития потенциальных возможностей каждого дошкольника, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности.
Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы включаем и кружки по интересам, направленные как на развитие одаренных детей, так и на развитие тех видов детской деятельности, которые недостаточно раскрыты в учебном плане основной общеобразовательной программы.
Развитием творческого потенциала детей является совместная деятельность субъектов педагогического процесса (воспитателя и детей). Таким образом, в нашем детском саду выработана система кружковой работы, которая строится на основе следующих принципов:
- принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных);
- принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
- принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
- принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе)
В этом году у меня подготовительная к школе группа. Со средней группы веду кружок «Танцевальные бусинки». Танец занимает особое место в воспитании детей. Одна из его целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Танец – это музыкально-пластическое искусство, которое отражает окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений, без каких-либо словесных объяснений. Руководство кружковой работой осуществляю с учетом гендерных особенностей детей. В процессе кружковой работы я развиваю у девочек гибкость, пластичность, ловкость, координацию движений, совершенствую танцевальные и артистические навыки. При формировании и развитии навыков танцевальных движений девочки становятся более нежными, изящными, легкими, т.е. овладевают традиционным свойством личности – женственностью.
Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий и физический потенциал. И моя задача как руководителя кружка – продолжать создавать условия для его раскрытия.
Тесно сотрудничаю с родителями воспитанников. Вместе продумываем костюмы, внешний вид девочек. Выступаем на каждом празднике в группе. В конце года радуем родителей на общем родительском собрании.
Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни.
Я использую игру как часть досуга, идеальной формы развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности.
Современному педагогу очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Применение информационно-коммуникативных технологий в детском саду – это не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а повышение качества образования, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширение возможностей для познания окружающего мира, индивидуализация образовательного процесса. Обучающие ИКТ-средства направлены на создание эффективной среды обучения.
В своей работе с детьми я активно использую ИКТ-технологии. Использование такой информационной технологии, как мультимедийная презентация, позволяет мне эффективнее развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную.
Всем известно, что ФГОС ДО направлен на поддержку разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования. Поэтому в целях оказания помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания, в нашем детском саду организована работа Центра игровой поддержки ребенка для детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет, педагогом которого я являюсь. Моя задача как педагога ЦИПР, в первую очередь, научить родителей способам применения различных видов игровых средств обучения, организации игрового взаимодействия с детьми и, конечно же, оказать содействие в социализации детей раннего возраста.
Однако, несмотря на указанные позитивные моменты, существует ряд проблем: отсутствие заместителя заведующего, который бы координировал всю образовательную деятельность; недостаточное обеспечение групп пособиями, методическими комплектами в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которые надеемся решить в процессе переходного периода, реализуя Программу развития МАДОУ № 1 «Планета детства» до 2016 года.
С января 2015 года вступает в силу Профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Педагог должен:
- знать специфику дошкольного образования;
- знать общие закономерности развития детей;
- уметь организовывать ведущие виды деятельности;
- владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста;
- уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми;
- уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга;
- владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей;
- владеть ИКТ-компетенциями.
В связи с этим в нашем МАДОУ проводится подготовка воспитателя, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация на качество образования, формирование умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. И главное - научить детей применять полученные знания в реальной действительности.
|