Большое влияние на укрепление здоровья ребёнка оказывают физические нагрузки, двигательная деятельность, подвижные игры. Вместе с тем нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур, начиная с самого раннего возврата; при этом не следует стремиться к организации специальных процедур – важно помнить об их регулярности и игровой форме. Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребёнка. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставлять выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся детям. Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому пальчиковые игры, по сути, трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. На кистях рук располагается множество активных точек, массируя которыми можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего—на кишечник, безымянного—на печень и почки, мизинца—на сердце. Родителей и педагогов волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Как подготовит его к школе? Один из практических ответов на оба вопроса – развитие мелкой моторики и улучшение координации, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Изучая психику детей, деятельность их мозга, учёные отмечают стимулирующее значение функции руки и заключают, что:
-Упражнения и ритмичные движения возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
-Пальчиковые игры создают благоприятные эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
-Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает чёткость речи, совершенствуется память и воображение. Занятия дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладением навыками письма.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы. I. Упражнения для кистей (возраст от 1,5-3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое. Например, «Фонарики»: ладони, выпрямив и раздвинув пальцы держать перед собой; пальцы сжать (фонарики погасили), разжать (фонарики зажглись). II. Условно - статистические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков. Направлены на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении «Зайка»: указательный и средний пальцы вытянуть вверх и двигать ими, а безымянный, мизинец и большой прижать к ладони. Выполняя упражнение, дети скандируют: «Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка». III. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат противопоставлять большой палец остальным. «Домик»: поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы.) Вышли пальчики погулять (сжимать и разжимать пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять.
Очень полезен массаж рефлекторных зон на ладонях. Такой массаж поможет снять нервное напряжение, оказывает общеукрепляющее, тонизирующее, обезболивающее действие, активизирует обменные процессы в организме, нормализует работу внутренних органов. (Массаж грецкими орехами, массаж карандашом, массаж щеткой). Рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
· после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
· пальцы следует нагружать равномерно. Упражнения выполняют сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Помните: умелыми пальцы становятся не сразу. Только систематические игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, способствуют развитию внимания, мышления, речи. Массаж грецкими орехами Положив грецкий орех между ладонями ребенка, предложите сделать круговые движения. Можно проводить массаж и двумя орехами. Для этого ребенок должен положить в ладонь два одинаковых по размеру ореха. Затем медленно делать круговые движения, перекатывая один орех через другой или вращая их по плоскости ладони друг за другом: в правой ладони - по часовой стрелке, в левой - против. Вместо орехов можно использовать круглые камешки или обыкновенные шарики для настольного тенниса. Массаж карандашом Используется обычный шестигранный карандаш. Растирать ладонную поверхность, включая пальцы, перекатывая карандаш между ладонями, постепенно увеличивая усилие, до достижения приятного тепла (1-2 минуты). Растирать наружную поверхность кисти до появления тепла—1 минута. Боковыми поверхностями карандаша растирать зоны между пальцами до тепла—1 минута. Массаж щеткой Дайте ребенку круглую щетку для волос, пусть он ее катает между ладонями или зубной щеткой растирать пальцы от подушечек к основанию.
Источник: http://mdou9.ucoz.ru/index/palchikovaja_igra/0-14; http://cdk.ucoz.ru/palchikovaja_igra-odna_iz_form_zakalivanija.doc |