ЦЕЛЬ: систематизировать и углубить знания педагогов по теме «Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников» Основные функции дидактической игры Игра в дошкольном возрасте – основная форма познания ребенком окружающей действительности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к непосредственно-образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразии игровых действий с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если в непосредственно-образовательной деятельности расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх-занятиях, собственно в дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них, подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Наоборот» и др. в каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке» - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выигрывает, т.е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как в непосредственно-образовательной деятельности, так и вне ее. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умение взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать ее спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Молочная ферма», «Кому, что нужно для работы», не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка Умственное воспитание .Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни дают детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда, затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предмета. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет». Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических- игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков. Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывает интерес к труду взрослых, желание самим трудится. Например, в игре «Кто построил этот дом» дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д. Некоторые навыки труда приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе. Основные виды игр Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: Игры с предметами (игрушками, природным материалом) Настольно-печатные Словесные Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям. Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха и др.) Такое задание дается детям в младшей группе. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да-нет» и др. вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц?» игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу выделены на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает-не летает» и др. Структура дидактической игры В отличие от сюжетно-ролевых игр, в ходе которых ребенок осваивает общественные отношения, дидактические игры направлены на освоение социально выработанных способов познания. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: Основные компоненты: Дополнительные компоненты: Игровая задача - сюжет Правила - роль Дидактическая задача Материал Игровые действия результат Дидактическая и игровая задачи. Сущность и своеобразие дидактической игры заключается в единстве игровой и дидактической задач. Если преобладает первая, то игра теряет обучающее значение, а если вторая, то она становится упражнением. Понятие «дидактическая задача» может рассматриваться в узком и широком смысле. В первом случае – конкретное требование одной игры, во втором – общее, выполняемое с помощью определенной системы игр и касающееся умственного развития ребенка. В широком смысле дидактические задачи можно разделить на основные и дополнительные. Основные: усвоение новых знаний; закрепление, обобщение, уточнение знаний, совершенствование умений и навыков; развитие познавательных процессов; овладение умениями и навыками. Дополнительные: нравственное развитие; эмоционально-волевое развитие; формирование готовности к школьному обучению. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.) Например, в известной всем игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.» Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по значению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» - для развития мышления, «Отгадай, что задумали» - наблюдательности, внимания. Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку. Классификация игровых правил с учетом разных признаков: По отношению к дидактической задаче: Основные; Дополнительные По количеству элементов: · Простые · Сложные По характеру организации деятельности: · Коллективные; · Индивидуальные По степени обобщенности: · Конкретные; · Обобщенные Следует заметить, что одно и то же правило может относится к нескольким группам признаков. Игровые действия. Решение игровой и дидактической задач осуществляется в игровых действиях, которые регулируются правилами и направляются на достижение определенного результата. Классификация игровых действий: 1. По наличию связи с ролью: Обусловленные исполнением роли; Не обусловленные исполнением роли. 2. По характеру организации деятельности Одинаковые или разные для всех участников игры Одновременные или поочередные 3. По составу: Простые Сложные 4. По форме: Практические; Умственные 5. По содержанию Игра в фанты или запретный предмет Выполнение поручений Загадывание и отгадывание Ответ словом и действием Предметные Имитационные Прятание и поиск Результат игры Конечным итогом (результатом) игры является решение игровой и дидактической задач, которое осуществляется путем выполнения определенных действий, опирающихся на правила. Итог может быть: Материальным (ребенок составил картинку, выложил узор) Идеальным (выиграл, отгадал) Дидактический материал Средством решения дидактической задачи является материал игры, с которым дети производят необходимые действия. Требования, предъявляемые к дидактическому материалу. Он должен: Соответствовать дидактической задаче и, когда речь идет о развитии произвольной памяти, подбирается так, чтобы можно было осуществлять самоконтроль; Быть ярким, красочным, динамичным, позволяющим воссоздать игровую ситуацию; Иметь варианты для использования в разных условиях и для усложнения игры; Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Сюжет и роль в дидактической игре Дидактическая игра может быть сюжетной и бессюжетной. Это зависит от задачи, которая поставлена воспитателем. В ролевой игре сюжет подвижен, разветвлен, разнообразен; в дидактической – заранее определен, устойчив, разнообразен и отражает не глубокие реальные взаимоотношения между людьми, а их внешний рисунок. Содержанием в ролевой игре являются социальные отношения, которые дошкольники осваивают самостоятельно; содержание дидактической игры – социальные способы познания, которые можно постичь только при помощи обучающего воздействия взрослого. В дидактической игре сюжет и роль являются дополнительными компонентами, так как они могут отсутствовать и их отсутствие не мешает достижению результата. Функция этих компонентов – обеспечить принятие дидактической задачи через игровую. Этапы освоения игры Как вы думаете, происходит освоение игры? 1 этап. Происходит ознакомление ребенка с правилами игры, ее содержанием и последовательностью действий. Взрослый исполняет активную роль. 2 этап. Ребенок осваивает содержание игры. Взрослый исполняет второстепенные роли, в частности контролирует ход игры и соблюдение правил. 3 этап. Идет самостоятельная игра, инициаторами которой являются дети. Взрослый опосредованно руководит ею и проверяет их действия. 4 этап. Игра превращается в форму организации жизни детей старшего дошкольного возраста, для которой взрослый создает необходимую предметную среду.
Источник материала: ЛИТЕРАТУРА 1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М. Просвещение 1984 г. 2. Лыкова И.А. «Изо в детском саду. Средняя группа» «Карапуз-Дидактика» Творческий центр СФЕРА М. 2009г. 3. Новикова В.П. «Математика в детском саду» М. Мозаика-Синтез 2009 г. 4. Управление ДОУ 2009 г. №4 5. Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина «Учимся запоминать» М. 1993 г. |