Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Понимание успеха этой работы, её результативности привело к необходимости рассмотрения вопроса о многовариантном решении данной проблемы, тем самым реализуем программу развития нашего дошкольного образовательного учреждения. Многовариантность зависит от направленности работы дошкольного учреждения, от выбора программы и технологии работы с детьми, от личности педагога, его профессионализма. Однако при всём разнообразии подходов предполагается выделение ключевых слов и основных понятий. Постараюсь тезисно их изложить. 1. Личностно-ориентированная педагогическая технология, используемая в работе нашего дошкольного учреждения, предполагает возможность такой организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Личностно-ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. 2. На этапе дошкольного образования основной акцент в нашем дошкольном учреждении делается на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. 3. Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с моей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную. 4. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности (Т.С. Комарова). Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: ü в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм); ü в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; ü в изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); ü в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и другое. Всё это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой). 5. Интеграция содержания позволила создать в нашем дошкольном учреждении модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории (часть, целое и другое) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребёнку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности (художественной или речевой). Я опираюсь на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне зависимости от её предметной ориентации (художественная, коммуникативная, спортивная) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности. Поэтому при отборе содержания комплексных занятий я чётко ориентируюсь на интересы, склонности, желания и способности детей, то есть выделяю основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребёнка. Направленность личности как одна из основных характеристик творческой личности формируется и направляется педагогом. «Чем ты хочешь заняться?», «Что тебе интересно?», «Если ты это будешь делать – ты вырастешь, как ….», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давайте вместе попробуем, и вы увидите…» — такого типа вопросы, утверждения, беседы педагога с детьми способствуют формированию направленности личности, активной мотивации к деятельности дошкольника. Я заметила, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий. Интегрированное построение занятий, во-первых, даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познаёт законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чём-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Цель таких интегрированных занятий – познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве, – а в результате – быстрое овладение чтением, богатая речь и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе. Интеграция происходит по следующим направлениям. 1. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи. 2. Ознакомление с окружающим миром: систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность. 3. Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребёнка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении. 4. Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, в инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов. Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», – на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. В нашем дошкольном учреждении создана творческая группа по разработке календарно-тематического планирования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Я принимаю активное участие в разработке комплексно-тематического планирования в группах раннего развития. В завершении изучения лексической темы провожу обобщающие занятия, на которых раскрываю проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов. В группах раннего развития содержание интегрированных занятий основывается на разделе ознакомления с окружающим, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое интегрированное занятие в группах младшего и среднего возраста включён какой-либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и так далее. В старшей группе тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основной раздел – подготовка к обучению грамоте, которая интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельностью. Занятия включают задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах собственных проектов в рамках одной темы, что далее используется в сюжетно-ролевых играх. В данной группе создаются условия для формирования грамотного письма в школе: развивается фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация к чтению, закладываются основы правильного чтения и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжает формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированное занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Актуальным направлением развития системы дошкольного образования в современных условиях является взаимодействие с детьми дошкольного возраста, которые не посещают дошкольное учреждение. В нашем детском саду разработана и апробирована на практике новая форма дошкольного образования: центр игровой поддержки ребёнка. Я провожу игровые сеансы в центре игровой поддержки ребёнка по познавательно-речевому развитию, в которых проходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание, здоровье, развитие движений, социализация, чтение художественной литературы. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Я стремлюсь, чтобы каждый цикл интегрированных занятий включал создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций. Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (заместитель заведующего, педагог, музыкальный руководитель). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 2. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990. 3. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4. 4. Берулева М.Н. Интеграция содержания образования. М., 1993. 5. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6. 6. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ / Сост. Ю.С. Тюнников. М., 1986. 7. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. 8. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5. 9. Харунжев А.А. Интеграция в образовании: теория и практика. Киров, 2003. 10. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург; Кемерово, 2005. |